Greenland (Гринлэнд) МБОУ СОШ № 31 г. Новочеркасск
Пятница, 29.03.2024, 03:15
Меню сайта

Поиск

Вход на сайт
Cайт использует Интернет-сервис для сбора технических данных касательно посетителей с целью получения статистической информации. Условия обработки данных посетителей сайта см. в Персональные данные (на официальном сайте школы). Для подтверждения Вашего согласия на обработку данных на указанных выше условиях нажмите "Отправить".

Сайт 31 школы
  • Официальный сайт

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Главная » 2015 » Июль » 15 » Заповедная школа. Программа "Комплексная". 6-13 июля 2015 года.
    23:26
    Заповедная школа. Программа "Комплексная". 6-13 июля 2015 года.

    Заповедная школа. Программа "Комплексная".

     

    6-13 июля 2015 года.

     

    Мы узнали о правилах поведения в заповеднике и на охраняемой территории.

     

    Побывали на незабываемой экскурсии в дельте и авандельте. Увидели (и не только увидели:)) лотосы.

     

    Мы увидели огромное количество птиц, сфотографировали орлана белохвостого, который поймал рыбу, закрепили полученные знания во время викторины.

     

    Мы видели змей (ужи и полозы) и считали озерных лягушек и черепах.

     

    Мы узнали огромное количество новой информации о рыбах.

    А вы знали, что у хищной рыбы жерех нет зубов на верхней челюсти? 

    Мы вскрывали рыб и нашли в желудке щуки рака, научились отличать самцов от самок и определять возраст рыб по чешуйкам!

     

    Мы работали на бинокулярных микроскопах и определяли вид мальков рыб, наблюдали за поведением рыб.

     

    Мы сами отлавливали мальков для практических занятий!

     

    Мы вспомнили о значении растений в жизни человека.

      

    Мы вновь отправились на экскурсию, но теперь уже в поисках охраняемых растений.

     

     

    Мы узнали о геоморфологии почв. Ну, как минимум, старались узнать:)

     

    Затем были лекции и практические занятия по паразитологии.

    Мы помогли убрать последствия небольшой бури, свидетелями которой нам пришлось побывать.

     

    Участвовали в мини-спортивном ориентировании :) Многие ребята показали просто ОТЛИЧНЫЕ результаты!

     

    Мы отправились на ночную экскурсию в поисках летучих мышей. Но кроме ушастого ежа и массы комаров никого не встретили ( НО! услышали с помощью специального прибора!)

     

    Мы защитили свои проекты на темы "Мама, папа, я - экосемья".

     

    Ну и, конечно, получили заслуженные сувениры и грамоты.

      

     

     

    Итак. Мы провели незабываемую неделю в Астраханском биосферном заповеднике на Дамчикском участке.

    Получили массу новой информации, положительных эмоций и познакомились с незабываемой природой заповедника.

    Огромное спасибо Наталье Викторовне Мех за разработку программы,

    огромный труд при подготовке школы.

    Самая большая признательность всем-всем лекторам, "экскурсоводам" и научным сотрудникам за массу интереснейшей информации и незабываемые практические работы.

    Отдельное спасибо Лосевой Марии - нашей теперь всеми любимой вожатой

    - за интересно проведенный досуг и статьи на сайте:)

      

     

     

    ОСОБАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ Надежде Александровне за отличную организацию мероприятий, огромное разнообразие викторин, точность и пунктуальность:) за чуткое руководство нашим разнооооосторонним коллективом :)

      

     

    Фотографий огромное количество - часть из них можно посмотреть вк :)

    Надеемся на дальнейшее сотрудничество с заповедником:)

    Подробный отчет о школе размещен на сайте заповедника, поэтому просто копируем оттуда информацию:)

    НОВОЧЕРКАССКИЕ ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ В ЗАПОВЕДНИКЕ

    6 июля 2015 года на Дамчикский участок Астраханского заповедника на очередную смену Полевой экологической школы приехали ребята из г.Новочеркасска Ростовской области. Они преодолели долгий путь для того чтобы увидеть уникальную природу астраханского края и познакомиться с заповедной флорой и фауной.

    Юные биологи и экологи, несмотря на усталость после долгой дороги, собрались для знакомства в Информационном центре, где рассказали немного о себе и своих ожиданиях от предстоящей экологчисекой смене, прослушали инструктаж о правилах поведения в заповеднике и техники безопасности. После знакомства, заместитель директора по охране заповедника Замятина Галина Викторовна провела для ребят небольшую экскурсию по территории кордона Дамчикского участка. Вечерняя прогулка оказалась слегка экстремальной — наши юные гости были жестоко атакованы местными комарами, но за это все участники смогли загадать желание под первую засиявшую на небе звезду. Полные впечатлений ребята вернулись в лекционный зал, где ответили на вопросы предложенных анкет и разделились на три команды, этим и завершился первый день, ребята очень устали и отправились отдыхать, ведь завтрашний день обещает быть очень продуктивным.

    Мария Лосева — студентка АГУ, волонтер Астраханского заповедника

    Второй день полевой экологической школы «Заповедная смена» для юных натуралистов из г.Новочеркасска был весьма насыщенным! Этот день был посвящен знакомству с работой государственных инспекторов  заповедника. (ссылка на источник)

    В ходе лекций ребята узнали, чем отличается заповедный режим от режима охраны в национальных парках,  в ходе интерактивных занятий и работе в малых группах познакомились с особенностями охраны территории Астраханского заповедника и взаимодействием с местными жителями, и даже примеряли на себя роль нарушителей заповедного режима и госинспекторов в ходе ролевой игры «Задержание браконьеров».   Особое место в рассказе о проблемах охраны заповедной территории было уделено проблеме растительных пожаров в дельте, которые наносят колоссальный ущерб природным комплексам.

    метеостанция

    Экскурсия на станцию фонового мониторинга «Дамчик»

    Следует отметить, что участники проявляют большой интерес не только к занятиям, запланированным программой, но и активно интересуются другими вопросами, связанными с деятельностью заповедника. По просьбе наших юных экологов была организована специальная экскурсия на метеостанцию, где ребятам представилась возможность увидеть как применяются различные метеорологические приборы для сбора данных. Именно эти данные позволяют не только изучать, но и предсказывать погоду в Астраханской области.

    После ужина и контроля усвоения материала, который по-традиции проходит в виде различных викторин и игровых заданий, вечерний досуг прошел на ура, ребята так развлекались и веселились что им совсем не хотелось идти спать. Но режим есть режим и отбой никто не отменял, тем более, что завтра программа будет еще интересней, будут экскурсии, изучение новых заповедных наук, эмоции и бесценный опыт для наших юных натуралистов.

    Мария Лосева — студентка АГУ, волонтер Астраханского заповедника.

    В НЕБЕ И ПОД ВОДОЙ… ЗАПОВЕДНАЯ ФАУНА (ссылка на источник)

    А в «Заповедной смене» Астраханского заповедника продолжается изучение фауны: третий день был посвящен птицам, земноводным и пресмыкающимся, а четвертый — изучению ихтиофауны, т.е. рыб.

    Прослушав лекцию о птицах, обитающих в Астраханском заповеднике, ребята отправились на водную экскурсию, где им предстояло научиться маршрутному учету пернатых.  Природа дельты Волги заворожила своей красотой, восхищению не было предела. За три часа ребята увидели и услышали десятки видов самых разнообразных птиц. Наблюдали за охотой крачек, бакланов и орланов за рыбой,  стали свидетелями родительской заботы о птенцах, встретили цапель, зимородка и целую семью лебедя-шипуна.

    После обеда ребята прослушали лекцию по герпетологии которая изучает земноводных и пресмыкающихся, а затем разделились на две команды отправились на маршрутный учет. Преодолевая заросли прибрежной растительности и страх перед змеями, ребята прошли около двух километров вдоль кордона в поисках лягушек, змей и черепах. Поиски были не напрасны, были встречены 64 озерные лягушки, 4 болотные черепахи и 8 водяных ужей. Одного довольно крупного водяного ужа ребята смогли внимательно рассмотреть, а желающие даже погладить! Кроме того, были обнаружены места, где черепахи откладывают свои яйца. Вернувшись в Информационный центр ребята делились своими впечатлениями и конечно же закрепили знания в итоговой викторине.

    обработка улова

    Лабораторное занятие: «Анализ контрольного улова».

    День ихтиологии был насыщен разнообразными методами изучения рыб. Традиционное начало дня — лекция, на этот раз о видах рыб, которые нерестятся и обитают в водах Астрахани, а также о методах изучения ихтиофауны заповедника. После лекции все отправились в лабораторию, где выполнили несколько лабораторных работ: анализ контрольного улова и определение физических показателей взрослых рыб, определение молоди различных видов рыб под бинокуляром и тест «открытое поле», который позволяет изучить поведенческие реакции рыб при разных раздражителях. Ихтиологический день завершился викториной, команды отвечали на вопросы и пополнили свою копилку достижений, что очень важно, т.к. в конце экологической смены организаторы выявят лучшую команду, занявшую 1 место, и вручат памятные сувениры победителю и призерам. Как признаются сами ребята и их преподаватели, участие в «Заповедной смене» Астраханского заповедника очень интересно и познавательно, потому что помогает не только познакомиться с природой другого региона, но и получить много новых знаний по биологии и экологии!

    Открытое поле

    Тест на изучение поведенческих реакций рыб «Открытое поле»

    И конечно же каждый день ребята с нетерпением ждут вечернюю программу досуга, которая помогает им отдохнуть после насыщенного дня. В этом им помогает волонтер Мария Лосева, студентка АГУ, в запасе у которой целый арсенал экологических и психологических игр, среди которых игры на эрудицию и командообразование:  «Рыбы-птицы-звери», «Атомы-молекулы», «Угадай кто я», «Все вместе на газете», «Путаница», «Мафия» и другие.  До 22:00 продолжается вечерний досуг, не смолкает смех в Информационном центре, и только нелюбимая команда «отбой», отправляет ребят спать и набираться сил. Завтрашний день посвящен знакомству с наукой ботаникой и свою копилку знаний ребята пополнят информацией о растениях!

    Мех Н.В. — зам. директора по ЭПР Астраханского заповедника. Фото: М.Лосевой.

    ЭКОШКОЛА ПРОВОЖАЕТ ДРУЗЕЙ  (ссылка на источник)

    И снова небольшой отчет об успехах и деятельности участников полевой экологической школы «Заповедная смена».  

    IMG_3525

    Экскурсия по ботанике… в поисках гербария…

    Пятый день полевой экологической школы был посвящен изучению растений. Сотрудники научного отдела Наталья Мещерякова  и Максим Перковский рассказали ребятам о том, какие растения произрастают в Астраханском заповеднике и в чем особенность растительности Нижней Волги, по сравнению с другими территориями. После лекции участники полевой школы отправились на водную экскурсию к местам произрастания краснокнижных растений, где увидели лотос орехоносный, чилим и марсилию. Ими были встречены и другие растения, произрастающие вблизи водоема или непосредственно в нем: кувшинка белая, кубышка, тростник южный, рогоз, ежеголовник. После обеда ребята отправились на длительную пешую прогулку, длительностью около 6 км по центральному кордону Дамчикского участка и охранной зоне, в ходе которой ребята познакомились с растениями различных экотопов. В завершении экскурсии были отобраны гербарные образцы, на примере которых ребята ознакомились с методами гербаризации растений.

    Следующий день представлял собой краткий экскурс в различные науки. Первый учебный блок был посвящен науке паразитологии. Сотрудник научного отдела заповедника Ксения Кобяк рассказала ребятам о том, каких паразитов можно обнаружить внутри рыб, птиц и зверей, какие из них опасных для человека и как предотвратить заражение. После лекции ребята направились в лабораторию, где производили вскрытие погибшей птицы с целью выявления у нее паразитических организмов, к счастью, или, к сожалению, исследуемая птицы оказалась здорова.

    DSC05325

    Изучение почвенного разреза.

    Следующий раздел наук был посвящен геоморфологическим исследованиям в Астраханском заповеднике. Научные сотрудники заповедника Жужнева И.В. и Малов В.Г. рассказали ребята о методах изучения и  образовании насыпных кос и дельтовых островов, а также показали на практике как закладываются почвенные разрезы для изучения структуры почвы. Юные экологи исследовали почвенный разрез и научились расшифровать информацию, так например,  на этом участке отметили высокий уровень засоления, а также показывает, что на этой территории был пожар, и даже то, что очень давно на этом месте простиралось Каспийское море.

    После небольшого перерыва комплексный день в полевой экологической школе продолжился рассказом научного сотрудника Соколова И.В.  о насекомых Астраханского заповедника. Оказалось, что ребята знают их немало, но вот таких как, например, цикады и цикадки, увидели впервые! В завершении дня участники прослушали лекцию по териологии и узнали, какие млекопитающие обитают в дельте, особенно понравился рассказ о летучих мышах, и конечно же было решено отправиться на ночную экскурсию для наблюдения за ними. Однако, внезапно начавшаяся гроза и ураган нарушили эти планы, поэтому экскурсия была перенесена на следующий вечер, а вечерний досуг был посвящен интересным рассказам из жизни участников и игре «Химера», в которой ребята придумывали биологическое описание по всем правилам систематики для фантастических зверей, представив себя на месте ученого, который открыл новый вид команды придумывали им названия, описывали его образ жизни, особенности питания и размножения. Получилось очень весело.

    Заключительный день полевой школы прошел в атмосфере легкой грусти по скорому расставанию. Утром ребята вызвались помочь сотрудникам кордона в уборке веток, которые были сломаны вчерашней стихией, а затем проверили свою смекалку в игре на спортивное ориентирование. Занятие по ориентированию организовали преподаватели, сопровождающие детей, поэтому для сотрудников отдела экопросвещения заповедника это оказалось своеобразным мастер-классом.

    команда н

    Команда Друзей Астраханского заповедника

    Однако, главным событием, к которому готовились все участники на протяжении всей экологической школы — это защита экопоектов на тему «Мама, папа, я — экодружная семья». Ребята предложили три проекта, каждый из которых был индивидуален и интересен и легко может быть реализован с привлечением детей и взрослых в любом регионе. После подведения итогов, когда были суммированы все баллы, накопленные участниками за участие в конкурсах и викторинах, были объявлены победители и призеры, которые получили памятные сувениры от заповедника. И конечно же состоялся традиционный обмен мнениями и впечатлениями участников: «это было незабываемо и увлекательно», «время пролетело быстро», «узнали много нового и интересного» —  признаются ребята. Некоторые ребята после того как «окунулись» в работу научных сотрудников даже определили для себя свое будущее — обязательно связать свою жизнь с природой. Кто-то еще не определился с выбором профессии, но все участники, дети и взрослые, точно уверены в том что они еще обязательно приедут в Астраханский биосферный заповедник. Мы проводили наших новых Друзей и ждем новых интересных встреч.

    Мария Лосева — студентка АГУ, волонтер Астраханского заповедника. Фото автора.

    Просмотров: 1018 | Добавил: NatashkaBa | Теги: МБОУ СОШ № 31 г. Новочеркасск, Астраханский заповедник, полевая школа | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar